Все о замене масла: частота и правильный выбор

Периодичность замены моторного масла зависит от условий эксплуатации автомобиля, его возраста, типа технологической жидкости, а также вашего стиля вождения. О том, как и когда менять масло в двигателе автомобиля, расскажут эксперты компании АвтоГЕРМЕС. В инфраструктуре дилера — несколько сервисных центров для проведения гарантийного и постгарантийного ремонта. Сотрудники производят замену технических жидкостей в машинах разных производителей и годов выпуска.

Моторное масло: виды и назначение

Масло — это жидкость, применяемая для снижения трения между деталями поршневых и роторных ДВС. Вещества такого типа состоят из двух компонентов: базовых масел и пакетов присадок. Они бывают синтетическими, полусинтетическими и минеральными:

  1. Синтетические имеют невысокую вязкость и максимальную стабильность характеристик, сохраняют смазывающую способность при отрицательных температурах, менее чувствительны к перегреву, хорошо удерживают присадки в структуре, допускают больший пробег между заменами по сравнению с другими видами масел. Это оптимальный выбор для ДВС с небольшим износом.
  2. Полусинтетические — промежуточный вариант, комбинация минерального и синтетического масел, более вязкие, чем синтетические, но стабильнее минеральных. Подходят для ДВС с разным пробегом.
  3. Минеральные — имеют повышенную вязкость, требуют более частой замены, теряют смазывающую способность при перегреве. При этом минеральные масла образуют более толстый слой смазки, что хорошо при высоком износе. Интервал между заменами — самый короткий.

Масло обеспечивает работу двигателя автомобиля за счет решения следующих задач:

смазывает компоненты и не дает деталям разрушаться из-за трения
отводит тепло от ключевых узлов
связывает остатки продуктов горения и очищает поверхности
способствует герметизации поршневых колец за счет уплотнения зазоров
препятствует появлению ржавчины
снижает расход топлива, делает выбросы менее вредными

Без своевременной замены масла двигатель работает хуже: ускоряется износ, повышаются рабочие температуры, увеличивается расход топлива.

Как часто нужно обновлять масло

Все производители в инструкции указывают, как часто нужно менять масло. Обычно даются следующие рекомендации:

  • первая замена после покупки новой машины производится через 1000–3000 км;
  • в бензиновом ДВС первые 10 лет эксплуатации менять синтетическую смазку нужно каждые 10 000–15 000 км, после 10 лет — каждые 7 000–8 000 км. Минеральное масло рассчитано на 5 000 км;
  • в дизельном двигателе синтетическое масло меняется каждые 7 000–10 000 км.

Интервалы приведены при условии, что авто используется для поездок в городском и загородном режимах примерно в равном соотношении при спокойном стиле вождения. Если поездки происходят преимущественно по городу, с частым стоянием в пробках, резкими ускорениями и торможениями, несколькими прогревами двигателя в течение дня, то измерять интервалы рациональнее в моточасах — времени фактической работы ДВС, так как если машина стоит с заведенным двигателем, износ масла есть, но пробега при этом нет. Счетчики моточасов интегрированы в бортовой компьютер практически на всех современных моделях, для более старых можно купить отдельное устройство — оно недорогое, легко устанавливается под капот самостоятельно.

Периодичность замены в моточасах:

синтетика — 250–300
полусинтетика — 150–250
минеральное масло — 150–170

Интервал между заменами стоит сократить, если:

  • автомобиль используется для буксировки;
  • общий пробег — более 150 тыс. км.

Рекомендуется внепланово заменить технологические жидкости при покупке авто на вторичном рынке, если предыдущий срок замены масла неизвестен.

Как выбрать смазывающую жидкость

При выборе нужно отталкиваться от рекомендаций производителя авто, типа ДВС, срока эксплуатации, климатических условий:

  • для нетурбированных бензиновых моделей обычно рекомендуются синтетические и полусинтетические масла;
  • для турбированных ДВС на бензине и дизелей — синтетические;
  • минеральные масла применяются редко, в основном для обслуживания двигателей старых авто советской эпохи.

Также при выборе масла необходимо учитывать допуски по температуре и вязкости. Их значения указываются по системе сертификации SAE и нанесены на упаковку, например, «5W-40». Чтобы узнать минимальную рабочую температуру, нужно от числа, стоящего перед W, отнять 35. В нашем примере 5 – 35 = -30 °С. Это минимальная рабочая температура. Второе число показывает динамическую вязкость при высоких температурах — чем больше цифра, тем больше вязкость.

Оптимально обратиться в сервисный центр, чтобы специалисты помогли подобрать подходящий вариант с учетом состояния авто, условий эксплуатации и других характеристик.

Вопросы и ответы

Как проверить уровень масла в двигателе автомобиля

Основной инструмент для проверки — это щуп с отметками минимального и максимального уровней, расположенный под капотом. Его необходимо достать, протереть сухой тряпкой или бумажной салфеткой и вставить обратно. Затем — снова извлечь и оценить уровень смазывающей жидкости. Проверку нужно выполнять на холодном моторе, чтобы смазка не была в расширенном состоянии и успела стечь в картер.

Если щупа нет, то нужно ориентироваться на индикаторы приборной панели или показания бортового компьютера.

Можно ли заменить масло самостоятельно?

Если у вас есть смотровая яма или эстакада, то можно. Если нет, лучше не заниматься самостоятельной заменой, так как необходимо иметь доступ к днищу авто, а использование домкрата может быть опасным и неэффективным из-за перекоса и неустойчивости.

Для самостоятельной замены масла потребуется технологическая жидкость, новый масляный фильтр, ключи для пробки, емкость для слива. Пробка и старый фильтр могут прикипеть, оказаться перетянутыми, сгнившими. Тогда придется использовать автомобильную химию («Жидкий ключ», смазку WD-40).

Пошаговая инструкция:

  1. Загоняем авто на яму или эстакаду, ставим на ручной тормоз, проверяем, что колеса заблокированы.
  2. Выключаем двигатель.
  3. Открываем капот и снимаем пробку маслобака.
  4. Устанавливаем емкость для слива под отверстие в картере, откручиваем защиту, если это требуется, снимаем гайку-пробку.
  5. Пока смазка стекает в тару, производим демонтаж масляного фильтра и устанавливаем новый.
  6. Протираем горловину, закрываем пробку картера и наливаем новую смазку через верхнее отверстие.
  7. Проверяем уровень с помощью щупа.
  8. После замены масла в двигателе заводим мотор и прогреваем его до рабочей температуры. Так можно убедиться, что все в порядке.
  9. Ставим защиту на место.

Зависит ли интервал замены от типа жидкости?

Да. Синтетические масла не зря стоят дороже — они не только обеспечивают повышенную защиту, но и меняются реже. Минеральные составы не способны сохранять свои первоначальные характеристики на дистанции свыше 5 тыс. км.

Нужно ли обновлять часто доливаемое масло?

Интервал замены не связан с расходом на угар, испарение или подтекание. Даже если доливать техническую жидкость каждую тысячу километров — шлаки из системы никуда не денутся. Единственный эффективный способ их удаления — это полная замена жидкости.

В каких случаях нужно срочно менять масло?

Масло нуждается в срочной замене, если к подходящей по регламентам технической жидкости была добавлена неподходящая. Например, нельзя смешивать синтетику и минеральное масло — они могут вступить в химическую реакцию, что приведет к поломке. Поменять смазку как можно быстрее придется, если в нее попали антифриз или бензин.

Остались вопросы?
Мы свяжемся с вами!