Ремонт и обслуживание тормозной системы

Тормозная система — одна из главных в любом автомобиле. От состояния тормозов зависит не только ваша безопасность, но и безопасность других участников движения. В этой статье эксперты АвтоГЕРМЕС расскажут, как устроена тормозная система, что в ней может выйти из строя, как определить неисправность и как нужно обслуживать тормоза вашего авто.
Как устроена тормозная система
Тормозная система — сложный механизм, который постоянно совершенствуется инженерами. Когда-то тормоза были примитивными колодками башмаками, а сегодня это гидравлические или пневматические многокомпонентные системы, способные за мгновения остановить и спорткар на скорости более 200 км/ч, и многотонную фуру. Что заставляет автомобиль замедляться и как работают тормоза в вашем авто? Давайте разбираться.

- Педаль тормоза — это орган прямого управления тормозами. При нажатии на педаль тормозное усилие с помощью вакуумного усилителя и тормозной жидкости передается на тормозные механизмы.
- Вакуумный усилитель — своеобразные посредник между вами и машиной. Дело в том, что человек не способен нажать на педаль с такой силой, чтобы замедлить автомобиль весом в несколько тонн. Усилитель увеличивает силу нажатия в разы, и машина начинает подтормаживать уже при легком нажатии на педаль.
- Тормозная жидкость — служит для передачи усилия от педали на тормозные суппорты, без нее тормоза просто не будут работать.
- Тормозной суппорт — устанавливается на ступицу и сжимает тормозные колодки с помощью поршней. Поршней может быть несколько, что зависит от типа и конфигурации авто.
- Тормозные колодки — пластины со специальным фрикционным покрытием, основной рабочий компонент системы. Колодки находятся в суппорте и стоят там неподвижно, в то время как тормозные диски вращаются вместе с колесами автомобиля. Зажимая диск словно в тиски, колодки останавливают автомобиль.
- Тормозной диск — крепится к оси колеса, при его замедлении колодками и происходит остановка автомобиля. Чаще всего изготавливаются из чугуна, но бывают и карбон-керамические системы для спортивных авто.
На деле элементов у тормозной системы гораздо больше, но обычный водитель обычно знаком только с колодками, дисками и тормозной жидкостью, которые необходимо проверять и обслуживать или заменять время от времени.
Когда нужно менять элементы системы
Здесь все просто: сроки службы всех элементов прописаны в руководстве по эксплуатации автомобиля. Главное, что от вас требуется — не нарушать сроки поверки и замены, чтобы машина тормозила без проблем.
Например, для автомобилей бренда Haval передние колодки рекомендуется менять через 30-40 тыс. км, задние — через 80-100 тыс. км. Тормозные диски спереди меняются раз в 50-100 тыс. км, сзади — каждые 120-200 тыс. км. Тормозную жидкость производитель рекомендует менять после 40 тыс. км пробега или спустя 24 месяца, в зависимости от того, что наступит раньше. Остальные элементы, как и электроника, отвечающая за опции безопасного торможения в экстренных ситуациях, включая ABS, EBD, Brake Assist и другие обслуживаются в случае неисправности.
Как определить неисправность
Бывает, что водители меняют элементы тормозной системы не придерживаясь регламента, а по ощущениям. Самый яркий пример — тормозные колодки: если заскрипели, значит пора на замену. На самом деле есть множество сигналов, которые говорят о неисправности того или иного элемента, и если у вас появились сомнения по поводу состояния ваших тормозов, необходимо обратиться в профессиональный сервис.
Тормозные колодки
То, что сразу заметно — скрип при торможении, но он не всегда означает конец срока службы колодок. Можно проверить толщину фрикционной накладки самостоятельно осмотрев колеса: если толщина около 3-4 мм, то пора менять колодки. Также об износе элемента говорит снижение тормозных характеристик: педаль становится легче, а автомобиль замедляется дольше обычного.

Тормозные диски
О неисправности тормозных дисков говорит вибрация руля при торможении, пульсация педали тормоза и скрип. Виной тому либо естественный износ, либо перегрев, который ведет к искривлению диска.
Тормозной суппорт
Сигнал о неисправности — увод машины в сторону при торможении. Так бывает, если один из суппортов тормозит сильнее или слабее, чем это необходимо. Также можно заметить вибрации на педали и «прихватывание» тормозов, когда колодка не возвращается в исходное положение и словно «держит» диск во время движения.
Тормозная жидкость
О том, что ее пора менять, говорит «проваливающаяся» педаль тормоза — такое бывает при завоздушивании системы из-за длительного срока использования жидкости. Кроме того, жидкость может вытекать из-за плохого состояния патрубков, это можно увидеть около тормозных суппортов. Но чаще всего жидкость не вызывает проблем, если ее меняют в срок, а это от 40 тыс. км пробега в зависимости от марки авто.
В случае обнаружения любого типа неисправности необходимо обратиться в специализированный сервис. Тормозная система — это не то, что можно откладывать на потом. Если вы покупаете новый автомобиль — меняйте элементы согласно регламенту, дилер выдаст вам сервисную книжку, в которой будут напоминания, при каком пробеге необходимо будет посетить СТО. При покупке б/у автомобиля, особенно с пробегом более 50 тыс. км, стоит пройти полное ТО, чтобы проверить все узлы авто и заменить то, что потребуется.
Как нужно обслуживать систему
На первый взгляд замена тормозных колодок или дисков выглядит несложно. Снять суппорт, вытащить старое, поставить новое — советов по замене элементов или прокачке тормозной жидкости полно на просторах интернета. Но тормоза — самый важный орган управления автомобилем. Если вы обычный водитель, который никогда не связывался с самостоятельным обслуживанием автомобиля, то не стоит даже думать о замене чего-либо в своем гараже. И ехать в «гаражи» к самозванным мастерам тоже не стоит. Выбирать нужно только качественные сервисы с историей, именем и гарантиями, такие как АвтоГЕРМЕС. Специалисты выполнят все работы с учетом допусков и рекомендаций производителя авто и обслужат машину качественно и быстро. Вам нужно только приехать в сервис.
А чтобы тормоза служили дольше, соблюдайте эти простые правила:
- Не перегружайте систему.
Специалисты рекомендуют не тормозить резко и «в пол», не перегревать тормоза и регулярно очищать механизмы от грязи, пыли, а в зимний сезон еще и от снега и реагентов. Резкие торможения сильно стирают колодки, перегрев приводит к искривлению дисков и в целом перегретая тормозная система хуже работает. Загрязнения приводят к коррозии, что негативно влияет на суппорты и поршни. Также большое количество грязи или снега может препятствовать полному контакту колодок и дисков, что ухудшит тормозные характеристики. - Используйте только оригинальные запчасти или допущенные производителем аналоги.
При обслуживании у официальных дилеров запчасти всегда будут в наличии. И даже если автомобиль уже лишился гарантии или был куплен не там же, где обслуживается, вы можете проходить ТО у официального дилера на общих условиях. Экономия на запчастях и сервисе может обернуться дополнительными расходами. Если что-то выйдет из строя, замена будет стоить дороже, чем регулярный сервис на проверенной СТО.
Как обкатать новые тормоза
На новых автомобилях тормоза, как и двигатель, нуждаются в обкатке. Аналогичное требование есть и к тормозам после обслуживания. Целью является устранение излишней заводской шероховатости дисков и колодок. Заводская рабочая площадь деталей примерно в 4 раза меньше, чем тем та, которая сформируется после притирки. Процесс недолгий: пары десятков плавных торможений с 80 до 30 км/ч хватит для выхода элементов в оптимальное состояние.
Новые колодки еще ни разу не проходили через процессы нагрева и охлаждения, а фрикционный материал как следует работает только после нагрева до определенных температур, что запустит процесс спекания в более твердое состояние. Главное не перегреть колодки в период обкатки, первые 300 км не советуется резко тормозить, буксировать прицеп или ездить с перегрузом. Также лучше избегать торможения со спусков, при возможности используя торможение двигателем.
Где обслуживать автомобиль
Тормозная система не должна оставаться без внимания, важно вовремя менять элементы, использовать только оригинальные компоненты и проверять состояние автомобиля целом. Лучше всего доверить свой автомобиль профессионалам, которые уже много лет обслуживают машины и дают гарантию на свои работы, таким, как сеть дилерских центров и СТО АвтоГЕРМЕС.
В группу входит 10 автоцентров в Москве и Подмосковье, два склада автомобилей и запчастей и собственная транспортная компания. Клиентам предоставляется полный комплекс услуг, связанных с приобретением и обслуживанием автомобилей — работаем уже более 25 лет.
Если вы желаете записаться на ТО или у вас возникли вопросы, вы можете оставить заявку на сайте. Менеджер свяжется с вами, ответит на все вопросы и обсудит удобное для вас время записи.









