Почему автокондиционер не работает

В жаркое время года кондиционер в автомобиле — не роскошь, а насущная необходимость. Но даже в современных машинах эта система иногда отказывает, и вместо долгожданной прохлады из дефлекторов идет теплый или вовсе горячий воздух. В этой статье мы разберем основные причины такой неисправности.

Утечка хладагента

Кондиционер автомобиля — это замкнутая система. «Кровью» этой системы является фреон (хладагент), который циркулирует по магистралям, снимая тепло и обеспечивая охлаждение салона. Если уровень хладагента снижается, цепь начинает давать сбой. Причины утечки разнообразны: старение резиновых уплотнителей, коррозия трубок, трещины или износ сальников и микротрещины в местах соединения.

Даже полностью исправная система постепенно теряет небольшое количество фреона за счет естественной диффузии — это нормально для авто старше 6–8 лет. Если снижение уровня выраженное, эффективность падает почти сразу: кондиционер хуже «морозит» и начинает часто отключаться из-за срабатывания аварийного режима.

Диагностика проводится визуально (масляные пятна на фитингах), а также с помощью поиска утечек ультрафиолетом. Замену фреона нужно доверять профессионалам, ведь важно не только правильно выбрать и дозаправить газ, но и устранить источник разгерметизации, а без специального оборудования это невозможно.

Грязный или неисправный конденсор

Внешний теплообменник (конденсор) расположен в передней части авто и отвечает за отвод тепла из системы. Именно на нем фреон переходит из газообразного в жидкое состояние. За счет этого охлаждение становится возможным.

Если конденсор забит пылью, пухом, насекомыми или синтетическими волокнами с дороги, теплоотдача резко ухудшается. Кроме того, если конденсор поврежден или его соты обросли коррозией, ситуация усложняется: часть хладагента будет перегреваться, давление в системе возрастет, фреон не охладится — компрессор может просто отключиться для защиты от перегрева.

Еще одна распространенная проблема — неисправность вентилятора охлаждения, который в пробках обеспечивает поток воздуха через радиаторы. Если автомобиль понимает, что вентилятор не работает или делает это некорректно, то кондиционер выключается почти сразу, защищая систему от перегрева. Для профилактики радиаторы стоит аккуратно промывать и продувать хотя бы раз в сезон, а если машине больше 5-7 лет — делать более глубокую чистку со снятием.

Поломка компрессора или его муфты

Компрессор находится под постоянными нагрузками и единственный из узлов кондиционера содержит подвижные детали. При выходе из строя появляются характерные симптомы: посторонний шум при работе, заметные масляные пятна, потрескавшийся корпус, нестабильная работа муфты.

Из-за нехватки масла, некачественного фреона или избыточных механических нагрузок компрессор ломается быстрее. В результате фреон перестает циркулировать, охлаждение пропадает. Решение проблемы несложное, необходимо просто заменить компрессор. С некоторыми видами неисправностей помогает отдельная замена муфты, она может выйти из строя из-за проблем с электрикой или механического износа.

Засорение или износ фильтров и испарителя

За чистоту воздуха в салоне отвечает салонный фильтр. Если его смена пропущена, скопление пыли, грязи и мусора может ограничить объем проходимого воздуха. Уже через 10–15 тысяч километров фильтр забивается так, что даже мощная система не справляется с притоком и распределением холодного потока.

Проблема засоренного фильтра крайне редко докучает водителям, потому что его меняют с каждой заменой масла, но если вы все-таки пропустили замену или где-то слишком нагрузили воздушный фильтр, то проблема выявится очень просто — поток воздуха заметно ослабеет.

Еще один элемент — испаритель, именно в нем фреон превращается из жидкой в газообразную фазу, быстро поглощая тепло из воздуха. Загрязнение испарителя (сырая среда, пыль, пыльца) чревато не только падением производительности, но и неприятным запахом, плесенью и аллергическими реакциями у пассажиров. Проблема решается простой чисткой в сервисе, эта работа не занимает много времени и стоит недорого.

Неисправности электрики и датчиков

Система кондиционирования включает множество электронных элементов: реле, датчики, электромагнитные клапаны, жгуты проводки, предохранители. В современных автомобилях даже незначительное нарушение контакта может привести к отключению кондиционера. Особенно часто страдают датчики давления, которые автоматически блокируют работу в аварийной ситуации.

Причины таких поломок крайне разнообразны, но по большей части неизбежны — окисление, коррозия, вибрации, повреждение изоляции жгутов в моторном отсеке, нарушение контактов в разъемах, поломка реле и предохранителей.

Климат-контроль управляется сервоприводами и электронными блоками, если одна из заслонок заклинит из-за перечисленных выше причин, воздух перестанет циркулировать должным образом, даже если вся система в порядке.

Перегрев автомобиля

Когда автомобиль перегревается в пробке под палящим солнцем, долго стоит на самом пекле или его радиаторы засоряются, поднимается температура двигателя.

Так как машина пытается снизить собственную температуру, она начинает отключать все, что может ее повысить даже на несколько градусов. Система кондиционирования отключается почти сразу, как двигатель достигает предельных температур. В этом случае не стоит пытаться включить кондиционер обратно и продолжать движение на горячем двигателе — кондиционер не включится, а двигатель начнет разрушаться. Остановитесь в безопасном месте и дайте автомобилю остыть. Если перегрев наступил из-за неисправности, придется вызывать эвакуатор и ехать в сервис.

Как избежать проблем и уменьшить вероятность отказа кондиционера

Регулярное обслуживание — лучший способ сохранить работоспособность кондиционера. Минимум раз в год, желательно перед сезоном жары, обращайтесь в сервис для проверки уровня хладагента, состояния уплотнений, диагностики компрессора и конденсора, чистки салонного фильтра и проверки электрики. Помимо этого, необходимо придерживаться регламенту замены и обслуживания всех узлов системы для минимизации возможных поломок.

Если кондиционер перестал охлаждать, не затягивайте с обращением в сервис. Даже легкая утечка фреона со временем приведет к более серьезным и дорогим последствиям. А малозаметные сбои в электрике могут оставить вас без прохлады в самый неподходящий момент, например, в городских пробках.

Приезжайте в «АвтоГЕРМЕС» на регулярное ТО, тогда система кондиционирования прослужит долго, обеспечивая комфорт за рулем независимо от погоды.

Остались вопросы?
Мы свяжемся с вами!