Революционер: тест UAZ Profi

УАЗ  |   5 января 2018
С тех пор как в 1932 году с конвейера сошёл первый ГАЗ-АА, полуторки в нашей стране — чисто нижегородская история. Но в Ульяновске решили устроить революцию и представили УАЗ Профи. Мы поездили на нём по дорогам Кузбасса и удивились.

Базовый UAZ Profi 4×2 стоит 749 000 руб. за грузовик в комплектации «Стандарт». Более богатая версия «Комфорт» оценена в 799 000 руб. Profi 4×4 в комплектации «Стандарт» стоит 786 000 руб. В списке опций: цвет «металлик» (8 000 руб.), навороченная мультимедиа-система (22 500 руб.), широкая платформа (8 000 руб.) и блокировка дифференциала (29 000 руб.) Для базовой комплектации опциями являются кондиционер (30 000 руб.) и зимний пакет (12 000 руб.)

Автомобили с грузоподъёмностью в 1,5 тонны — хлеб и масло отечественного автопрома. Полуторкой был первый советский грузовик АМО Ф-15, полуторкой был первый нижегородский грузовик ГАЗ-АА (тогда ещё НАЗ-АА), спасавший блокадных ленинградцев по Дороге жизни, полуторка ГАЗ-51 поднимала из руин страну, полуторка «ГАЗель» помогла десяткам тысяч бизнесменов построить второй русских капитализм в 90-е. И именно отсутствие в гамме полуторки погубило ЗИЛ.

С начала 30-х, когда в Москве перешли на выпуск среднетоннажников, именно Нижний Новгород отвечал за полуторки, что и обеспечило в конечном счёте процветание «ГАЗа» в наши дни. И вот в компании Sollers, которой принадлежит автозавод в Ульяновске, решили-таки бросить вызов «Группе ГАЗ» и выпустить свою полуторку. Кажется, нас ждёт рыночная битва, жарче которой в российском автопроме не было со времён противостояния Москвича-412 и ВАЗ-2101.

Гамма Profi стремительно расширяется: в декабре к однорядному грузовику добавилась версия с двухрядной кабиной и укороченной платформой на 3 европаллеты, в продаже уже присутствуют машины с итальянским газобаллонным оборудованием 4 поколения. А с 1 января двигатели всех Profi доведут до экологического класса Евро-5.

Вездесущие нижегородцы


Основой для UAZ Profi, как называется ульяновская полуторка, послужил Patriot. Раму удлинили и усилили, подкатили под неё новый задний мост, расчитанный на большую грузоподъёмность, переработали переднюю подвеску, сделав машину манёвреннее. Фактически, Profi представляет собой доработанную версию модели Cargo, грузоподъёмность которой составляла 750 кг. Но внешность у новинки оригинальная: с новыми фарами, а также решёткой радиатора и бампером из некрашенного пластика. Забавно, что без нижегородской области всё же не обошлость, ведь под капотом Profi установлен мотор Заволжского Моторного Завода. Забавно, что «ГАЗель», напротив, оснащается ульяновским мотором с предприятия УМЗ. Такие вот причуды капитализма.

Интерьер аналогичен моделям Patriot и Pickup, но лишён части оборудования. Зато в дорогих версиях Profi руль регулируется по углу наклона и вылету, а у сиденья водителя есть микролифт и регулировка поясничного подпора. Уже в базовой комплектации — водительская подушка безопасности.

Бензиновый двигатель ZMZ-Pro — форсированная версия мотора ЗМЗ-40906. Но объём доработок в полной мере позволяет считать его новым силовым агрегатом: новая двухрядная цепь, рёбра жёсткости на блоке цилиндров, иные клапаны, распредвалы и поршни, перенастроенный выпуск, увеличенная степень сжатия и уменьшенная камера сгорания. Его отдача возросла со 135 л.с. и 217 Нм до 150 л.с. и 234 Нм. Причём речь идёт не только о росте пиковых показателей — двигатель мощнее и моментнее во всём диапазоне оборотов. Мотор действительно радует тягой, но после 3 000 об./мин. начинает слишком уж шуметь. На логичный вопрос: «Почему не дизель?» — следует откровенный ответ: потому что дорого! Даже дизельный двигатель, отвечающий нормам Евро-4 был бы дороже на 70–100 000 руб., а уж переход на Евро-5, который ждёт нас 1 января 2018 года, и вовсе делает моторы на тяжёлом топливе не выгодными в бюджетном сегменте.

Понять, полно- или заднеприводный грузовик UAZ перед вами можно по… количеству сидений в салоне! У Profi 4×4 установлены два сиденья от Patriot с боксом-подлокотником между ними, а у версии 4×2 — справа расположена банкетка с посадочной формулой 1+1. За место для центрального пассажира нужно благодарить отсутствие рычага раздатки.

Поэтому приходится терпеть большой расход топлива и маленький запас хода. Пустой Profi в загородном цикле расходует 14 литров, с грузом расход возрастает до 18 литров, а на магистралях, на скорости более 100 км/ч уходит за 20 литров. Так что устанавливайте обтекатель на крышу, тем более он скоро появится в списке аксессуаров для Profi. Ну, а ульяновских инженеров хочется попросить поставить более крупный бак — 68 литров явно мало. Хорошо ещё, что заправлять «Профи» можно 92-м бензином. К коробке передач тоже есть претензии. Большие ходы рычага, невысокая избирательность, «хрюканье» при включениях, масса различных шумов на скорости, а у машин с полноприводной трансмиссией к ним добавляется ещё и вой раздатки. Впрочем, если на Patiot всё это выглядит дико, на грузовичке уже кажется уместнее.

Мультимедиа-система на Android-платформе — невиданная для российского грузовика роскошь! USB, Bluetooth, возможность выхода в интернет, навигация, — всё это с отличным быстродействием, логичным меню и… звуком передёргивающегося затвора при нажатии. Класс!

А уж салон внедорожника на грузовике и вовсе настоящая роскошь. Подобрать близкую к идеальной посадку сможет человек любой комплекции — диапазоны регулировки сидений велики, как и длина кабины. Даже у меня при росте 186 см за спинкой сиденья ещё осталось место для рюкзака. Вообще длина кабины приятно удивила — за спинками остаётся место не только для небольших сумок, но и чего-то более массивного (у нас это был штатив). Да и висящие на крючках куртки особо не мешали. У самих же сидений неплохие боковая поддержка и профиль даже без регулировки поясничного подбора, а ведь ещё есть микролифт. Финальный аккорд — регулируемый по высоте и вылету руль. Даже базовый Profi оснащён такими невиданными для бюджетного грузовичка радостями, как водительская подушка безопасности, электрорегулировка и обогрев зеркал.

Главный бич салона Profi — недостаток мест для хранения мелочей. Частично выручает полочка под потолком, рассчитанная для документов формата А4. Причём влезает не только лист бумаги или файл, но и папка в жёсткой обложке. На Кузбассе я прятал там… перчатки и шерстяные носки.

А у нашей машины в топовой комплектации есть ещё новороченный мультимедиа-комплекс с навигацией от Navitel, электрообогрев сидений и лобового стекла. Зеркала, кстати, у грузовичка бывают разными. Первый тип — с электроприводом на двух массивных ножках в стиле американских пикапов — прерогатива Profi со стандартной платформой, а на тоненьких ножках, с регулировкой руками, как на фото, — оснащение машин с широкой платформой. Впрочем, обогрев есть и у них. Именно интерьер особенно восхищал прохожих, интересовавшихся новинкой: «Это точно UAZ?». Забавно, что многие называли Profi… «отличной семейной машиной». Что же будет, когда они увидят версию с двухрядной кабиной!

На машинах 4×2 под банкеткой расположен ящик для инструментов, у полноприводных же машин между двумя креслами находится бокс-подлокотник. В будущем ульяновцы обещают добавить ещё один бардачок на месте пассажирской подушки безопасности, недоступной для Profi.

Обратная сторона бюджетности


Но не стоит забывать, что UAZ Profi — самая дешёвая полуторка на рынке, которую нельзя сравнивать не то что с иномарками, но даже с современной ГАЗель Next. Более того, базовый ульяновский грузовичок на 100 000 руб. дешевле древней «ГАЗель-Бизнес», так что много ждать от него не приходится. Массу минусов порождает необходимость использовать в качестве кабины обрезанный до центральной стойки кузов от Patriot. Во-первых, он банально уже, чем кабина «ГАЗели», причём сразу на 30 см. Поэтому левая рука периодически упирается в дверь, а втроём сесть получается только в машину с заднеприводной трансмиссией, из пола которой торчит только один рычаг. И то с трудом. Ульяновцы честно называют такую посадочную формулу 2+1 и рассчитывают, что клиенты третьего пассажира будут брать с собой лишь в короткие поездки.

Полог поднимается удобными ремнями, которые можно закрепить на стойках тента. Внутренний объём тента — 5,7 кубометра (5 700 литров). Для того, чтобы тент не надувался и не шумел на скорости, передние половины его боковин приклеены к доскам, а сами доски, в отличие от грузовика ГАЗ, есть и на задних половинах боковин.

Во-вторых, салон внедорожника рассчитан на поездки из дома на работу и на дачу, максимум — в путешествие во время отпуска. Но никто не планировал, что в салоне Patriot водитель будет проводить большую часть жизни. А водителя Profi ждёт именно такая судьба. Поэтому чувствуется, что нарядный интерьер, взятый от «Патриота», не полностью справляется с возложенными на него задачами. Да, ульяновцы добавили полку для бумаг под потолком и ящик под банкеткой, но этого мало. У той же «ГАЗель-Бизнес» два бардачка и полочка-барахолка на панели, да и подстаканники расположены удобнее. А у Profi с микролифтом сиденья ещё и его рычаг бьётся о содержимое дверного кармана.

Под платформой расположен просторный тайничок, который можно запереть — проушина для замка имеется. Запасное колесо подвешено под платформой в заднем свесе, рядом с ней — мощная буксировочная проушина. Даже при откинутом борте на виду остаются катафоты, а сам борт в откинутом состоянии упирается в резиновые подушки.

В-третьих, у фар при включении дальнего света возникает подслеповатая зона перед бампером — следствие применения единой лампочки для ближнего и дальнего света. В-четвёртых, у UAZ отвратительно работает климатическая установка. С одной стороны, спасибо за кондиционер и его небольшую стоимость, с другой — работать руками, распределяя потоки и меняя температуру, приходится постоянно. В любом положении, кроме максимальной жары, с сибирскими морозами климатическая установка не справлялась. Но стоило включить печку на максимум, как салон превращался в настоящий Ташкент. Та же проблема и с распределением потоков: включаешь обдув стёкол, начинаешь мерзнуть сам, пытаешься прогреть себя, мгновенно потеют стёкла. Но обо всём этом забываешь, когда приходит время погрузки.

На полу покрытие из фанеры, а груз можно закрепить с помощью 6 петель по всему периметру платформы. Все три борта откидываются, но выполнены из стали и быстро ржавеют. Алюминиевая платформа появится в 2018 году в разряде дилерских опций.

Чудо-кузов


Даже если вы никогда не ездили на классической «ГАЗели», то высоко оцените грузовую платформу грузовичка UAZ. Но если ездили, как я, то и вовсе придёте в восторг. Даже узкая платформа Profi по площади не меньше, чем у нижегородского грузовика, а широкая даже больше. На первой можно разместить 4 европаллеты, на второй — 5 паллет. Тент UAZ заметно выше, так что внутренний объём вырос, а значит и лёгкого, но объёмного груза можно перевезти больше. Наконец продуманность Profi куда выше. Он банально современнее! Подножка на откидном борту, 6 проушин на полу платформы, да ещё и выполненных заподлицо с полом, приклеенный к направляющим тент, чтобы не бухал на скорости, прозрачная секция на потолке, удобные ремни подъёма полога тента с креплениями для них на стойках, фанерное покрытие пола…

Для Profi доступно два вида платформы: стандартная (180 см в ширину) и широкая (210 см). Высота тента позволяет стоять практически в полный рост, часть его потолка выполнена прозрачной. Крыша тента имеет скаты, чтобы не задерживались снег и влага. На заднем борту есть подножка, но откидывается он непросто — нужно разводить боковые борта.

Для полного счастья не хватает только алюминиевых бортов, а то на некоторых Profi уже при пробеге 2 500 км на стальных видна ржавчина. Во время нашего тест-драйва по дорогам Кемеровской области мы возили тонну угля в пакетах и полторы тонны морковки. Загруженный на две трети Profi откровенно порадовал. Динамика ухудшилась незначительно — на грузовичке по-прежнему можно было обгонять тихоходы с выездом на встречную полосу, даже в крутые горки на пути к горнолыжному курорту Шерегеш UAZ взбирался без заметной потери скорости, а максимальная скорость на магистрали Новокузнец-Кемерово превышала 120 км/ч. Что касается плавности хода, то она заметно выросла. Вибрация неподрессоренных масс на дорожной мелочи никуда не делась, но крупные неровности Profi проглатывал с охотой.

В основе Profi лежит рама от Patriot, которая была дополнительно усилена и удлиненна. Задний мост покоится на однолистовых рессорах с подрессорником и был разработан заново — общий с внедорожником только картер. Задние колёса, в отличие от «Газели», односкатные.

Полторы тонны груза ситуацию несколько ухудшили. UAZ поехал жёстче, подвеска села на подрессорник, но ни о каких «выгнутых в обратную сторону рессорах», как заявляют некоторые нечистоплотные блогеры речи, конечно же, не шло. Вообще задний мост Profi — предмет наибольших вопросов с моей стороны. Как поведут себя односкатные колёса и однолистовые рессоры при постоянном перегрузе, который, увы, распространён в нашей стране? Ульяновцы непреклонны: шины грузовые и рассчитаны на большую массу, а одного листа хватит. Утверждают даже, что испытывали грузовичок с перегрузом, и он хорошо себя зарекомендовал. Что ж, время покажет.

Передняя подвеска также была переработана — мост получил новые чулки и поворотные кулаки, которые заметно снизили диаметр разворота. Но с курсовой устойчивостью по-прежнему есть проблемы — машина реагирует на колеи и немного «плавает» на высокой скорости.

В своей стихии


И всё же мне кажется, что у «ГАЗель-Бизнес» и UAZ Profi несколько разные аудитории. Ульяновский грузовик обеспечивает куда больший уровень комфорта, что должно привлечь частника. Одновременно с этим, он стоит меньше, а его полноприводная версия — настоящий внедорожник. Судите сами, односкатная ошиновка обеспечивает гораздо большее сцепление задних колёс с покрытием на бездорожье, клиренс «Профи» составляет солидные 210 мм (против 170 мм у «ГАЗели»), свесы короче, а двигатель моментнее. Конечно, у нижегородского грузовика есть и блокировка, и полноприводная версии, но они заметно дороже. Что же касается «УАЗа», то и с задним приводом и блокировкой он способен на многое на целине, особенно когда в кузове есть груз.

Для заднеприводных Profi доступна опциональная блокировка заднего дифференциала. С ней даже на гружёном UAZ можно выезжать на снежную целину, но для настоящего бездорожья, конечно, нужна полноприводная версия. У неё такая же трансмиссия, что и у Patriot с жёстко подключаемым передним мостом, блокировкой центра и понижайкой.

Другое дело, что Profi 4×2 требует аккуратной работы педалями, холодной головы и рассчёта, в то время как полноприводный UAZ позволяет просто топить правую педаль — проходимость выдающаяся! Пару раз мне казалось, что наш «Профи» уже крепко сидит, провалившись колёсами одного борта в глубокий снег, но активная работа правой педалью, и вот мы уже на твёрдом покрытии. Смешно сказать, но даже понижайку включать ни разу не пришлось ­- максимум полный привод и блокировку сзади. Конечно, двигателю не хватает тяги в самом низу, приходится активно раскручивать его и порой немного поджигать сцепление, но даже в таком виде ульяновский грузовичок выглядит отличным вариантом для глубинки. В конце концов можно поставить AT-резину, заметно увеличив проходимость.

Для Profi доступен единственный двигатель: ZMZ-Pro объёмом 2.7 литра с отдачей в 150 л.с. и 235 Нм. На данный момент это самый мощный двигатель в гамме ульяновского завода. Дизеля можно не ждать — он значительно поднимет цену машины (минимум на 100–150 000 руб.), что убьёт на него весь спрос.

Деньги против неизвестности


Конечно, Profi — автомобиль далеко не идеальный. У него тесная и не во всём продуманная кабина, прожорливый двигатель, шумные и вибронагруженные мотор и трансмисия. Но главная проблема UAZ Profi даже не в этом — мы банально не знаем, насколько он надёжный. Как поведут себя однолистовые рессоры и односкатные шины? Хватит ли крепости раме? Чего ждать от форсированного двигателя? Понимая это, маркетологи в Ульяновске и Москве, где у завода тоже есть офис, постарались сделать эксплуатацию Profi во всех аспектах более дешёвой, чем у главного конкурента. Техническое обслуживание, цена на запчасти, замена резины, цена самого автомобиля, — «Профи» может позволить себе ломаться и остаться при этом более выгодным, чем «ГАЗель-Бизнес». Так что запасаемся попкорном и следим за одной из интереснейших рыночных битв.

Оригинал статьи: https://journal.am.ru
Автор: Антон Ширяев
Остались вопросы?
Мы свяжемся с вами!